Структура закона
С целью сделать документ более доступным, практичным его структурировали на пять глав, каждая из которых включает определенное количество статей.
Первая глава описывает общие положения, делает акцент на основополагающие термины. Здесь можно ознакомиться с перечнем отношений, регулируемых документом, выяснить суть терминов «страхование», «страховая деятельность», а еще разграничить, в чем заключается разница между этими терминами.
Общие положения включают перечень целей и заданий организации страхового процесса:
- Ведение государством одной политики по отношению страхования.
- Обеспечение экономической защищенности рядовых граждан и субъектов, проводящих предпринимательскую деятельность на территории страны, путем закрепления правил и механизмов проведения страховых процессов.
В законе предусматриваются две формы страхования:
- Добровольное.
- Обязательное.
В статье 4 зафиксированы объекты этой деятельности, которые определяют виды услуг:
- Страхование жизни.
- Страхование от наступления неблагоприятных случаев, различных заболеваний.
- Страхование собственности.
- Обеспечение финансирования ущерба при возникновении ответственности перед третьими лицами.
- Страхование рисков, возникающих при ведении предпринимательской деятельности.
Еще в первой главе можно ознакомиться со всеми фигурантами отношений, регулируемых этим документом: страхователи, страховщики, общества, агенты, брокеры, актуарии.
Для полноценного понимания процесса, а также смысла страхования нужно знать, какие факторы приводят к возникновению этих отношений. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием статьи 9, которая описывает термины «страховой риск», «страховой случай».
Понятие страховой суммы и условия произведения выплат рассматриваются статьей 10. Статья 11 фиксирует понятия взносов и тарифов. В статьях 12-14 можно рассмотреть правовые основы сострахования и перестрахования, а также возможности для субъектов этого вида деятельности организовывать объединения для совершенствования координации деятельности.
Вторая глава была удалена после подписания федерального закона № 157-Ф3 от 31 декабря 1997 года.
Третья глава включает условия и факторы поддержания финансовой стабильности страховщиков. С целью покрытия страховых компенсаций компании заботятся о создании страховых резервов, информацию о которых можно почерпнуть после рассмотрения статьи 26. В статьях 28-29 фиксируются основы документооборота, а также отчетности страховщиков, регулируется порядок публикации отчетов, подытоживающих результаты годовой деятельности.
Четвертая глава рассматривает основы государственного контроля за деятельностью участников страхового процесса. Способами контроля выступают:
- Препятствие формированию монопольных единиц (статья 31).
- Лицензирование (статья 32).
Пятая глава состоит из заключительных положений, которые описывают основы страхования иностранцев, а также тех, у кого нет гражданства. Заключительная глава содержит порядок анализирования споров, основы применения норм международного права.
Особенностями закона выступают правовые основания регулирования деятельности фирм, занимающихся страховой практикой, а также права и обязанности их клиентов. Решение спорных ситуаций можно найти, пересмотрев статьи этого нормативно-правового акта.
Если у руководства компании возникает необходимость заключить или продлить лицензию, то — это можно сделать, руководствуясь нормами документа.
Вступившие в силу дополнения
Общегосударственным Законом от 2З.05.2016 года №146-Ф3 утверждены реформы Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Они заключаются в следующем:
- Во-первых, был расширен реестр фигурантов страховых процессов. Предыдущий список пополнили объединения фигурантов страхового дела, саморегулируемые организации, союзы страховщиков, объединения страхователей, застрахованных особ, выгодополучателей.
- Во-вторых, поменялся порядок и требования к вложениям личных ресурсов (капитала) страховщиком.
- В-третьих, эти изменения расширили полномочия общественных организаций, ассоциаций (союзов) организаций, которые были созданы гражданами с целью презентации и защиты общих интересов, связанных со страхованием.
- В-четвертых, приняты меры по укреплению финансовой стабильности, а также платежеспособности страховщиков. Эти мероприятия заключаются в обязательстве страховщиков при оплате первоначального капитала вносить денежные средства, сумма которых обязана быть не ниже зафиксированной законом нижней границы размера уставного фонда.
- В-пятых, уточнили требования к уровню квалификации руководящего персонала страховых компаний и брокеров.
Как видим, внесенные изменения должны существенно улучшить деятельность участников страховых отношений, сделать сотрудничество с клиентами взаимовыгодным.
Комментарии к закону
Множество нормативно-правовых документов, влияющих на деятельность субъектов хозяйствования, вызывают комментарии со стороны юристов и других заинтересованных лиц. Не исключение закон, регулирующий взаимоотношения между страховщиками и особами-страхователями.
Так, Фогельсон Ю.Б. считает, что описание страховых отношений согласно закону вполне отвечает сегодняшним реалиям, за исключением характеристики интересов, как имущественных. Он считает, что это понятие уже давно устарело, оно может применяться только непосредственно к имуществу, то есть вещам. А жизнь и здоровье – это нематериальные блага, которые недопустимо называть вещами.
Еще профессор отметил, что в документе не определено понятие «вид страхования».
Еще он поддает критике срок принятия решения о выдаче лицензии, поскольку на практике орган страхового надзора его не придерживается. Чаще всего срок, который должен составлять 60 дней, продляется вплоть до года.